Учитель химии
Меньшова Лилия Николаевна
МОУ "Узуновская средняя общеобразовательная школа"

Литературная композиция "Маленькие солдаты большой войны"

ГУО «Средняя школа №1 г. Полоцка»

МАЛЕНЬКИЕ СОЛДАТЫ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Программа рассчитана на целевую аудиторию учащихся 10-16 лет

Автор:

Телюк О.Г.,

учитель истории высшей категории,

руководитель клуба «Память»,

член Совета музея школы.

г. Полоцк, ул. Коммунистическая,31.

Тел.: 8 (0214) 42-36-60

2013 г.

МАЛЕНЬКИЕ СОЛДАТЫ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Телюк О.Г.,

руководитель клуба «Память»,

член Совета музея школы

Цели:

  • воспитывать у учащихся гордость за подвиги юных героев в годы Великой Отечественной войны;
  • формирование патриотизма, гражданственности, любви и уважения к Отечеству.

1 ученик:

Великая Отечественная война советского народа против немецких захватчиков породила такой массовый героизм, которого не знала история. Ожесточенная борьба с фашизмом шла в немецком тылу, в каждом городе и в каждой деревне, где хозяйничали оккупанты. И в эту всенародную борьбу, полную огромную напряжения, больших жертв и лишений, внесли свой неоценимый вклад юные герои – мальчишки и девчонки, воспитанные в пионерских и комсомольских организациях патриотами нашей Родины.

Они были разные, эти герои: городские и деревенские, совсем ещё ребятишки и чуть постарше. Своё место во всенародной борьбе каждый из них находил сообразно случаю и соответственно темпераменту, но всех их объединяла огромная любовь к Родине и жгучая ненависть к её угнетателям.

(Звучит песня «За того парня» муз. М.Фрадкина, сл.Р.Рождественского)

2 ученик:

Вышел мальчик из дому

В летний день, в первый зной.

К миру необжитому повернулся спиной.

Невысокого роста

И в кости не широк.

Никакого геройства совершить он не смог.

3 ученик:

Но с другими со всеми,

Не окрепший еще,

Под тяжелое время

Он подставил плечо.

1 ученик:

Когда началась Великая Отечественная война, Диме едва исполнилось четырнадцать лет. Рядом с его деревней Боровухой-1, что на Полотчине, немецкие оккупанты устроили лагерь для военнопленных. Видя, как фашисты издеваются над советскими людьми, Дима сжимал кулаки. Ненависть к врагу переполняла его сердце.

Установив через своих родственников связь с партизанским отрядом

«Боевой», Дима передал народным мстителям найденное в лесу оружие, которое он прятал в тайнике. По заданию партизан парнишка помогал военнопленным бежать из лагеря и переправлял их в отряд. Но вскоре гитлеровцам удалось узнать, куда исчезают из лагеря заключенные...

Однажды в 1942 году при сопровождении очередной группы бежавших пленных Дима по доносу предателя был схвачен гитлеровцами. Они долго пытали мужественного пионера, но не услышали от него ни слова. Изувеченного до неузнаваемости мальчика враги бросили на улицу. Там его обнаружили друзья Димы и на руках принесли домой, к матери. Как не старалась Анастасия Ивановна, но выходить сына она не смогла.

Один из пионерских отрядов Боровухской средней школы носит имя Димы Потапенко.

Юный герой похоронен на территории школы. Здесь, у обелиска, участники поисково-краеведческих отрядов «Поиск» и «Патриот» провели митинг-реквием, благоустроили могилу, возложили цветы...

2 ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

3 ученик:

Сколько вас! Попробуй перечисли!

Не сочтешь, а впрочем, все равно –

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В нашей песне,

В легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

1 ученик:

В торжественные дни юные ленинцы Захарничской школы, что на Полотчине, по традиции собираются на пионерскую линейку. Проводится линейка на школьном дворе, где стоит скромный обелиск с надписью:

Кто же такой Володя Богданов, чье имя навечно занесено в списки пионеров Захарничской школы?

Как-то ему удалось подслушать разговор гитлеровцев с одним из предателей. Речь шла о расправе над жителями соседней деревни Юровичи. Володя тотчас же побежал к командиру партизанского отряда А. М. Тимонину и сообщил об опасности, нависшей над беззащитными женщинами, стариками и детьми. В тот день, когда карательный отряд должен был нагрянуть в Юревичи, народные мстители устроили засаду. В жарком коротком бою захватчики были разгромлены.

Много раз юный патриот выполнял боевые задания партизан, передавал в лес необходимые сведения. Для этого он пользовался тайником, оборудованным под корнями вывороченного бурей дуба.

Гитлеровцы настойчиво искали юного мстителя. И однажды, когда Володя пришел в родную деревню, его схватили каратели. Во время обыска они обнаружили в доме пачку листовок.

Избитого и окровавленного Володю гитлеровские палачи в начале бросили в застенок, а затем, от него ничего не добившись, расстреляли. Похоронен Володя на месте своей гибели, на полустанке Поздняково.

(Звучит песня «До свидания, мальчики...» Б.Окуджавы)

2 ученик:

Леня Косач был подпольщиком, партизаном, воевал на фронте, хотя ему исполнилось только четырнадцать, когда началась война.

Леня жил в деревне Грамоще Полоцкого района, учился в Замшанской школе. Оказавшись на оккупированной территории, тайком от всех стал собирать оружие, патроны, гранаты, которых немало осталось на полях сражений. То же самое делал и отец Лени. После серьезного разговора по душам отец и сын стали работать вместе. Они спрятались в лесном тайнике 45 винтовок и автоматов, станковый и два ручных пулемета, два ящика патронов и гранат.

Оружие передало партизанам. В июне 1942 года Леня ушел в партизанский отряд. Успешно овладели всеми видами партизанского оружия, стал опытным минером, изобрел способ, как делать одновременный взрыв в двух местах под эшелоном.

Леня Косач участвовал во многих диверсиях, не раз ходил в разводку во вражеские гарнизоны Борковичи и Дриссу.

За боевые подвиги Леня Косач награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «Партизану Отечественной войны» II степени.

3 ученик:

Юные герои! Мы знаем не все имена,

Но мужество ваше – на все времена!

Мы в жизни, мой друг и ровесник,

Дорогой героев пойдем.

Подвиги их мы запомнили, как песню,

И сами ее допоем!

1 ученик:

Четырнадцатилетний Петя Лисицын жил в Полоцке. Когда город пришли оккупанты, пионер начал собирать и прятать оружие, тайком срывал расклеенные сводки немецкого командования.

В конце мая 1942 года в дом Лисицыных пришла группа разведчиков-подрывников. Вместе с ними Петя ушел в партизаны. Об этом узнали гитлеровцы. Они расстреляли Петиного отца, матери с сестрой удалось бежать.

В боевой характеристике, выданный партизану Пете Лисицыну, командир бригады Морозов писал: «Неоднократно участвовал в боях против картельного отрядов немецко-фашистских захватчиков, показал себя бесстрашным и отважным бойцом. На своем счету имеет 22 диверсии на железный дорогах…

При выполнении одного из заданий, рискуя своей жизнью, спас раненого командира. Награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

(Звучит песня «А может, не было войны» А.Розембаум)

2 ученик:

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. На войне детей не бывает. Те кто попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?

3 ученик:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

1 ученик:

Вот опять пронзает лето

Солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужно…

Если мы войну забудем, вновь придет война.

Источники, используемые для написания сценария

  1. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г.Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2007. – 192 с.

  2. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. Учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. – Минск : НИО, 2007. – 280 с.

  3. Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2011. – 224 с.

  4. Идеология и молодежь Беларуси: пособие / Л.С. Аверлин [и др.]; под общ. ред. Л.Е. Землякова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 387 с.

  5. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2003. - № 4. – С. 46-51.

  6. Мельник, В.А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства: учеб. пособие / В.А. Мельник. – Минск: БИП-С Плюс, 2005. – 119 с.

  7. Основные направления работы педагога-психолога в учреждениях образования // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. - № 19/20. – С. 78-85.

  8. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики беларусь, 2004. – 491 с.

  9. Шеремет, Т.П. Воспитание идейно-нравственных и гражданско-патриотических чувств и качеств учащихся / Т.П. Шеремет // Праблемы выхавання. – 2003. - № 5. – С. 79-90.

АННОТАЦИЯ

Тема сценария: «МАЛЕНЬКИЕ СОЛДАТЫ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

Вид работы – ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Объем работы: 6 страниц, она содержит 3 фото, 9 источников литературы

Ключевые слова: юные герои, оккупация, партизанское движение, патриотизм.

Цели:

  • воспитывать у учащихся гордость за подвиги юных героев в годы Великой Отечественной войны;

  • формирование патриотизма, гражданственности, любви и уважения к Отечеству.

Сценарий разработан на основе краеведческих материалов о юных героях Витебщины. Сценарная разработка адресована заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования.

© 2012 Сайт Меньшовой Л.Н. Копирование материалов без согласия автора недопустимо