Учитель химии
Меньшова Лилия Николаевна
МОУ "Узуновская средняя общеобразовательная школа"

План урока по теме: «Уравнения химических реакций. Реакции обмена»

План урока по теме:

«Уравнения химических реакций. Реакции обмена»

Цель урока: 1) Дать понятия о реакциях обмена.

  1. Сформулировать условия протекания реакций обмена.

  2. Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

Оборудование: штатив, держатель пробирок, спиртовка, CuO, HCl, H2SO4, FeCl3,Na2SO4. BaCl2, фенолфталеин

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з.

  3. Чтение отрывка из повести.

  4. Опрос по теме: Изменения химических веществ.

  5. Переход к химическим реакциям.

  6. Работа учащихся у доски. Язык химии.

  7. Изложение нового материала.

  8. Закрепление.

  9. Задание на дом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з (просмотреть тетради). Что было непонятно, сложно в д/з?

  3. Прочитать отрывок из повести. Обсуждение явления, происходящих с веществами.

Вопросы:

  1. Какое явление описывается в повести?

  2. Чем отличаются физические явления от химических?

  3. Как иначе называется химическое явление?

  4. Как записываются химические реакции?

  5. Что такое уравнение химической реакции?

  6. Какой закон учитывается при составлении химической реакции?

  7. Что такое коэффициент?

  8. Назовите типы химических реакций, которые мы изучили.

Работа учащихся у доски:

Задание 1

Напишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты, определите тип химических реакций:

  1. Оксид натрия+оксид углерода(IV)=карбонат натрия;

  2. Карбонат магния=оксид магния+оксид углерода(IV);

  3. Цинк+хлороводородная кислота=хлорид цинка +водород;

  4. Хлорид бария + сульфат натрия = сульфат бария + хлорид натрия;

Задание 2

Вставьте в схемах уравнений химических реакций вместо знаков вопроса нужные формулы веществ:

Na + ? = NaOH + H2 Fe + CuCl2 = Cu + ? ,

CaCO3 = CaO + ? , KOH + ? = K2SO4 + H2O

Изложение нового материала:

Нам осталось познакомиться ещё с одним типом химической реакции – реакцией обмена.

Запись на доске: «Уравнения химических реакций. Реакции обмена.»

Дать определение этой реакции. Узнать какие необходимы условия, при которых будут протекать эти реакции, и продолжить писать правильно химические уравнения.

Итак:

Реакция обмена – это реакция между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.

Демонстрация

CuSO4+2NaOH = Cu(OH)2↓+Na2SO4 ( используем таблицу растворимости)

Cu(OH)2+H2SO4 = CuSO4 + 2HOH (H2O)

Условия протекания реакций обмена до конца:

      1. H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 ↓ + 2HCl

      2. Na2CO3 + HCl = NaCl + H2CO3

H2O CO2

3) HCl + NaOH = NaCl + H2O (фенолфтолеин)

Реакции между кислотой и основанием всегда протекает до конца и называется реакцией нейтрализации.

4) NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + 2HCl (остаются в растворе)

Идёт ли эта реакция до конца?

Вывод: Реакции обмена протекают до конца в тех случаях, когда одно из полученных веществ выпадает в осадок, или уходит в виде газа, а, также, если образуется вода, (малодиссоциирующее вещество), изменяет окраску или появляется запах (запись в тетради)

Закрепление: Исправление ошибок в реакциях, написанных на доске.

Домашнее задание: §27 (до конца), упр. 3, 4

Самоанализ

Урок на тему «Уравнение химических реакций. Реакции обмена» является одним из важнейших в разделе «Теоретическая химия». На предыдущем уроке были даны и отработаны понятия о реакциях соединения, разложения и замещения.

Во время опроса из повторения закреплялись ключевые термины и понятия раздела для установления взаимосвязи нового материала с раннее изученным. Вопросы были дифференцированы, рассчитаны на разный уровень подготовленности ученика.

Тип урока комбинированный: получение новых знаний, повторение.

Класс средних возможностей: соответственно и подобран материал для восприятия.

Задачи урока решались комплексно с применением наглядности, подтверждением выводов на химических опытах.

Старалась согласовывать все части урока. Исходя из поставленной цели урока, осуществляла различными методами и приёмами, добиваясь её связи с предыдущими уроками.

Урок обогащался новыми сведениями, исходная проблема не терялась, укрупнялась.

Использовала различные формы работы.

В устном опросе учащихся вопросы поставлены таким образом, чтобы объединить понятия химических явлений, химических реакций, химических уравнений, изменений, происходящих с веществами.

Прослеживается интегрированность урока (с литературой, физикой, экологией, биологией).

Постаралась продумать словарную работу.

Основной материал изучен на уроке.

Домашнее задание по сути – закрепление материала.

© 2012 Сайт Меньшовой Л.Н. Копирование материалов без согласия автора недопустимо